Ваш партнер по управлению персоналом, построению прибыльных команд и найму
Луиза Валеева
Оставьте заявку сегодня и получите составление вакансии, приносящей много откликов В ПОДАРОК!

Как предпринимателю найти маркетолога

29.10.2024
10 минут
Маркетинг можно смело назвать неотъемлемой частью жизни любого бизнеса. А всё потому, что развитие с учетом потребностей клиентов и особенностей рынка обеспечивает стабильную прибыль и устойчивый рост. Forbes сообщает, что каждая третья компания в России собирается в следующем году увеличивать свои вложения в маркетинг на 10-15%. На этом фоне неудивительно, что профессия маркетолога остается востребованной последние 20-25 лет. Однако найти хорошего специалиста, который принесет реальную пользу бизнесу, не так уж и просто.

Зачем вообще нужен маркетолог

Маркетолог – это ключевой специалист по привлечению клиентов и увеличению продаж. Его цель – реализовывать выбранную стратегию продвижения через решение нескольких задач:
  • Исследования клиентов и конкурентов для понимания и дальнейшего учета интересов, болей и сомнений целевой аудитории;
  • Развитие фирменного стиля и укрепление имиджа для узнаваемости бренда;
  • Подготовка и проведение маркетинговых и рекламных кампаний для выхода на новый рынок или запуска новых продуктов;
  • Управление маркетинговым бюджетом и оценка эффективности вложений;
  • Изучение обратной связи ЦА и формирование предложений по улучшению товаров и услуг на основе аналитики.

Фрилансер или штатный маркетолог – кто лучше?

Сложно ответить на этот вопрос однозначно: многое зависит от потребностей вашего бизнеса и возможностей бюджета:

  • Фрилансеры-маркетологи обходятся дешевле и отлично подходят для решения временных задач или участия в краткосрочных проектах. Им можно поручить, например, настройку контекстной рекламы или разработку брендбука совместно с дизайнером. Такие специалисты часто работают по фиксированным расценкам, а значит, контролировать расходы будет удобнее. Для малого бизнеса и стартапов – это отличный вариант, но надо заранее учесть, что придется тратить время на поиск эксперта с конкретным профилем и на собственное погружение в отрасль маркетинга. Иначе проконтролировать качество работы будет тяжело.

  • Штатные сотрудники актуальнее для среднего и крупного бизнеса. Здесь вы можете поставить KPI для отслеживания долгосрочных успехов и наладить онбординг для погружения сотрудника в корпоративную культуру и завоевания его доверия. Маркетологи в штате чаще занимаются разработкой комплексных стратегий, так как вовлечены в бизнес-процессы. Плюс такого специалиста еще и в том, что он всегда на связи, а значит, может оперативнее решать спонтанные задачи. Однако поиск маркетолога в штат занимает явно больше времени, чем подбор фрилансера, к тому же надо быть готовыми к расходам не только на зарплату, но и, например, на обучение и повышение квалификации.
Доверьте работу по найму маркетолога
Луизе Валеевой, чтобы бизнес стабильно процветал и приносил Вам доход:

Почему хорошего маркетолога трудно найти

Прежде всего, причина кроется в специфике маркетинга. Рынок, как и пользовательский спрос, постоянно меняется, а значит, и продвижение бизнеса – это гибкий процесс, в котором надо прибегать только к актуальным инструментам и каналам. Если маркетолог получил образование 10-15 лет назад, но с тех пор ни разу не обращался к трендам в своей индустрии, он вряд ли сможет привести компанию к успеху в наши дни. Увы, но не каждый специалист готов вкладываться в свое постоянное профессиональное развитие.

Со стремительностью маркетинговой отрасли связана и другая проблема – разрыв между ожиданиями работодателя и реальной картиной на рынке труда. Сегодня маркетинг охватывает множество направлений: SMM и SEO, таргетинг и контекст, наружная реклама, работа с контентом, организация мероприятий и так далее. Ожидать, что один человек будет одинаково силен во всех областях, наивно. Компании часто ищут универсальных специалистов, но мультифункциональные эксперты встречаются редко и на них очень высокий спрос.

Нельзя не сказать и о том, что за последние 10-20 лет профессия маркетолога сильно размылась. Из-за этого некоторые люди ошибочно позиционируют себя как маркетологи. При этом они всего лишь прошли короткие курсы в интернете или имеют навыки других специальностей: пиарщиков, менеджеров, продюсеров и так далее. Ну и последнее, пожалуй, что усложняет поиск маркетолога, – текучка в профессии. Специалисты этой отрасли из-за большой ответственности и частых стрессов страдают от выгорания, снижения производительности и разочарования в работе.

Где и как искать специалиста по маркетингу

  • Онлайн-платформы для трудоустройства. В поиске постоянных специалистов можно размещать вакансии и просматривать резюме на hh.ru или superjob. Для подбора фрилансеров актуальны Kwork и Fl.ru.

  • Социальные сети и мессенджеры. Если вам нужен кандидат с опытом работы на международном рынке, имеет смысл заглянуть на LinkedIn, однако площадка ограничена в России. В целом, профессиональные сообщества, паблики и публичные чаты – это хороший вариант поиска маркетолога, особенно для решения digital-задач. Больше всего таких групп и каналов в Telegram.

  • Образовательные платформы и школы. Многие компании, организующие курсы по маркетингу, заинтересованы в том, чтобы их выпускники получили достойную работу. Найти информацию об учениках легко на сайте или в соцсетях, но вы также можете написать конкретной площадке и стать, например, партнером курса, приглашая начинающих маркетологов на практику.

  • Рекрутеры и HR-специалисты. Можно обратиться в агентство, которое оптимизирует процесс найма, или отправиться к частному HR-консультанту, подбирающему персонал с учетом ваших запросов. Плюс этого варианта в том, что вы получаете еще и консалтинговые услуги, то есть консультацию по управлению, мотивации персонала, построению корпоративной культуры и так далее. Если вы готовы делегировать подбор маркетолога профессиональным HR-специалистам и освободить свое время для более важных задач, переходите по ссылке. Подберу лучшего кандидата с гарантией на его замену.

  • Профильные мероприятия. Логично предположить, что искать маркетологов можно там, где они обмениваются опытом и знаниями. Маркетинговые конференции, отраслевые выставки и презентации – лучшие ивент-форматы для знакомства с экспертами, которые могут быть и организаторами, и слушателями, и приглашенными спикерами.

  • Нетворкинг. Личные рекомендации от коллег остаются одним из самых эффективных способов найти проверенных специалистов. Попросить наводку на хорошего специалиста можно даже в своих соцсетях.
Укажите ваши контактные данные для получения консультации
Я свяжусь с вами в ближайшее рабочее время:
Контакты:

Подготовка к поиску: как составить описание вакансии маркетолога

Определите, кого вы ищете
От предстоящих задач маркетолога зависит его требуемая специализация. Поэтому уже на старте нужно представлять, будете ли вы искать узкопрофильного специалиста (например, digital-маркетолога) или универсала. Здесь же надо решить, нужен ли вам постоянный сотрудник в штат или вы подбираете работника для разовых задач на фрилансерской основе.

Составьте список требований к маркетологу
Как правило, он состоит из 4 основных частей: необходимые технические навыки, soft skills, образование и прошлый опыт. Гибкие навыки редко меняются в зависимости от специализации маркетолога: компании ищут людей с умением аналитически мыслить и эффективно работать в команде. То же касается и образования, если для вас как для работодателя сертификаты и дипломы действительно значимы. Ну а вот портфолио с проектами и знание сервисов, площадок и платформ будут варьироваться. К примеру, можно указать, что вам нужен маркетолог с опытом в b2b-нише или имевший дело с конкретным рекламным бюджетом. Сюда же – работа с “Яндекс Метрикой”, “Директом”, системами сквозной аналитики и так далее.

Установите зону ответственности специалиста по маркетингу
Пропишите будущие задачи маркетолога, о которых уже было сказано в начале статьи. Это поможет отсечь экспертов со сторонней специализацией. Как правило, в “ведомство” маркетолога входят: разработка стратегии (планирование долгосрочного развития бренда), управление рекламными кампаниями, их анализ и оптимизация. Чуть реже маркетологи занимаются созданием и размещением контента и прямым взаимодействием с целевой аудиторией. В описании вакансии вы также можете указать KPI, по которым будет оцениваться эффективность маркетолога: увеличение лидов, рост конверсии, улучшение ROMI и ROI и так далее.

Как анализировать резюме маркетолога

  1. Опыт. Он должен быть релевантен задачам, которые предстоит выполнять в компании, или совпадать со сферой вашего бизнеса. Обратите внимание, на чем фокусировался кандидат: продвижение сайта в поиске, создание сообщества в социальных сетях и так далее. Кроме того, если человек упоминает работу с известными брендами, это может говорить о его опыте в масштабных кампаниях​.
  2. Результаты. Ищите в резюме конкретные достижения: рост трафика на сайте на 30%, увеличение среднего чека на 15%, снижение стоимости привлечения клиента (CAC) и так далее.
  3. Навыки. Обратите внимание, какие инструменты упоминает соискатель. Например, сервисы коллтрекинга, рекламные системы, аналитические площадки и так далее. Ну а если в резюме упоминается ещё и опыт взаимодействия с другими отделами, это сигнал, что маркетолог сможет эффективно работать в команде.
  4. Образование. Главное здесь – не сами сертификаты и знакомые имена, а готовность учиться. Поэтому посмотрите, как часто специалист самостоятельно проходит курсы повышения квалификации или переподготовки.
  5. Сопроводительное письмо. Если оно есть, то вы можете отследить мотивацию специалиста, степень его вовлеченности в профессию и спектр интересов.
Уделите время не только содержанию, но и внешнему виду документа. Хорошо структурированное резюме с конкретикой и оформленными разделами говорит о внимательности кандидата к деталям и его способности ясно формулировать мысли.

Инновационный подход к поиску сотрудников!

Внедрение чат-бота для автоматического поиска персонала, рекрутинга в системе управления персоналом
Решаю все задачи по управлению персоналом, чтобы бизнес процветал и приносил Вам доход
Запуск таргетированной рекламы для привлечения специалистов

Как провести собеседование на должность маркетолога и какие вопросы задавать

  • Пройдитесь по резюме. Во-первых, в устном диалоге человек рассказывает намного больше, чем пишет. Во-вторых, можно задать уточняющие вопросы и выявить подводные камни или, наоборот, закрыть какие-то сомнения. В частности, иногда соискатели могут приукрашивать резюме и указывать инструменты, с которыми они на самом деле никогда не работали. Обязательно спросите об опыте: какой проект был успешным и в чем заключался вклад маркетолога в результат, а какой проект оказался провальным и какие ошибки были совершены.

  • Подготовьте кейсы. Можно смоделировать к собеседованию несколько бизнес-ситуаций и предлагать соискателю высказать размышления с точки зрения маркетинговой стратегии. Это необязательно должно быть что-то масштабное: спросите, как увеличить продажи на 20% за квартал, что делать, если рекламный бюджет урезали на 30%, как провести анализ конкурентов в конкретной нише и так далее.

  • Оцените soft skills. Лучший способ узнать о гибкости и коммуникабельности – спрашивать о прошлом месте работы и отношениях с коллегами и руководителем. Уточните о причине увольнения, попросите привести пример реальной конфликтной ситуации и так далее.

  • Узнайте человека. Фактор самой личности – немаловажный момент, особенно если у бизнеса оформившаяся корпоративная культура и определенные ценности, которые разделяют все сотрудники. К примеру, если в число главных интересов человека входит охота, возможно, ему не по пути с компанией, ставящей во главу угла эко-подход и заботу об окружающем мире. Кроме того, вы можете поспрашивать человека, как часто он читает или смотрит что-то профессиональное, какие примеры его вдохновляют и мотивируют.

  • Предоставьте слово. На собеседовании важно не только задавать вопросы, но и получать их. Как минимум, хорошо, если соискатель расскажет о своих текущих рабочих ожиданиях. Еще лучше – если он интересуется целями и маркетинговыми планами компании, спрашивает про KPI и используемые платформы, изъявляет желание профессионально расти и обучаться.
Смотрите также
Как предпринимателю найти хорошего бухгалтера
Вопрос поиска хорошего бухгалтера актуален как для крупного бизнеса с многомиллионными оборотами, так и для небольшого стартапа.
Как найти хорошего управляющего рестораном
Любое заведение — это сложный механизм, в котором каждый элемент должен работать без сбоев. А связывает их воедино управляющий рестораном.
Подбор руководителя отдела продаж
Поиск действительно грамотного руководителя отдела продаж — задача не из легких. РОП — не просто лидер и стратег, но и опытный специалист, который способен продавать лучше любого сотрудника своего отдела.
Как найти руководителя проекта
Создание команды для нового проекта требует особого внимания к компетенциям сотрудников.
Регулярно публикую полезные видео в социальных сетях, которые помогут Вам в развитии команды и бизнеса
Если вам нужны услуги в области управления персоналом - обращайтесь!
Посетите мой блог: